6000 верст  по Европе
Этапы боевого пути 11 гв. танкового корпуса


ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ОДЕР
Апрель 1945

От побережья Балтийского моря на Одер, в лесные чащобы Ландсберга уходили бригады по ночам. Шли проселками, лесными тропами, обходили города и крупные поселки — скрывали себя от вражеских глаз танкисты — все 400 километров. Таков был, приказ. Хотя сами они были ориентированы лишь об очередной операции, тем не менее каждый из них улавливал точно: предстоят бои за Берлин.

Оставшиеся до начала боев дни были расписаны по часам. Шла кропотливая подготовка к боевым действиям, которые на этот раз резко отличались от боев минувших.
Корпус наступал в полосе 8-й армии генерала Чуйкова на самом кратчайшем направлении к Берлину, говоря по-русски, в лоб оборонительным укреплениям гитлеровцев. А укрепления эти от Кюстрина до Берлина проходили через непосредственно запутанную сеть Зееловских высот. Находясь в 10—12 километрах от исходного рубежа 11-го гвардейского танкового корпуса, глубоко врывшись в землю за склонами высот, противник смог убрать свои силы и технику от огня нашей артиллерии и бомбардировок авиации. Этого до конца не учло командование 1-го Белорусского фронта и армий Чуйкова и Катукова.

К тому же за Зееловскими высотами простирался новый оборонительный рубеж глубиной 18—20 километров. Города и деревни стали опорными пунктами. Дороги перекрыты всеми известными фортификационными препятствиями, повсюду — танковые засады и позиции для спецкоманд—фаустников.

Исходя из обозримой перспективы боев, корпус должен был сначала штурмовать сплошные укрепления на все 70 километров городского предполья, а затем драться за каждый дом, за улицу, квартал города.

К такой тактике и готовился личный состав корпуса. Но какой бы тщательной ни была подготовка, практическая реализация плана оказалась трудной.

К началу операции 11-й гвардейский танковый корпус имел прежний состав бригад и руководства. В боевых порядках насчитывалось 148 танков, 58 самоходок, главным образом ИСУ-122 и ИСУ-152. Достаточно было артиллерии, минометов, в том числе реактивных («катюш»). Словом, драться за Берлин было кому и было чем.


Мемуары   Далее >>