Макаревский В.И.
ОГНЕННЫЕ   ВЕРСТЫ

"Советская Армия", 8 января 1983 г.


Последний год Великой Отечественной войны мне довелось быть в боевых рядах знаменитой армии талантливого полководца М.Е. Катукова, которая участвовала во многих ответственных операциях, и всегда ее личный состав показывал образцы мужества, бесстрашия и героизма. Не случайно Маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков, описывая славный боевой путь 1-й танковой, озаглавил- свою книгу: «На острие главного удара».

Она действительно всегда находилась там, где труднее, где решался успех какой-то стратегической операции. Мне как начальнику штаба 17-й моторизованной инженерной бригады, входящей в состав армии Катукова, это было хорошо известно.
Танки — грозная сила в бою. Но их надо было хорошо прикрывать, надежно обеспечивать, в том числе и в инженерном отношении. Поэтому главной задачей нашей бригады было преодоление различных заграждений противника. И особенно — оперативность обеспечения многочисленных переправ. В ходе войны саперы действовали бок о бок с танкистами, выполняя эти и многие другие задачи, а то и непосредственно участвуя в боях. Поэтому они всегда пользовались большим уважением у танкистов, которые чувствовали себя увереннее, когда на броне их боевых машин были саперы.

...Январь 1945 года. Войска тщательно готовятся к Висло-Одерской наступательной операции. Надо было стремительно преодолеть семь оборонительных рубежей противника, шесть раз форсировать водные преграды. Несмотря на колоссальные трудности, все это личным составом армии было сделано блестяще. К 24 января воины-катуковцы углубились в оборону противника на 300 с лишним километров. Танки вышли к реке Варта южнее Познани. И остановились. Нужна была надежная переправа.

Наша инженерная бригада после ночного марша вышла к реке у населенного пункта Чапуры и с ходу приступила к оборудованию третьей по счету переправы в этой операции.

Вначале все шло относительно нормально. Но вскоре нас засекла вражеская авиационная разведка. Начались интенсивные бомбежки. Они сильно нарушили ход работ. Однако укрываться от обычных бомб саперы уже научились. Если не растеряться, то можно было, следя за полетом бомбы, немного сманеврировать: отбежать или отползти до ближайшей щели, воронки, ямы и укрыться, переждать налет. Затем работы продолжались.

После полудня появилась, новая партия «юнкерсов». Они стали сбрасывать то, что называли «чемоданами», — прототип нынешних кассетных бомб.

Этот налет фашистских стервятников принес понтонерам много неприятностей. Появились тяжелораненые. Были и потери. Погиб командир 20-го понтонномостового батальона, Герой Советского Союза майор И.П. Петухов. Игнатий Павлович был тяжело ранен и больше в бригаду не вернулся. Батальон принял капитан М.Путимцев. Мужественный молодой офицер быстро сориентировался в обстановке и. сделал всё возможное, чтобы успешно выполнить поставленную перед понтонерами задачу. Несмотря на бешеные налеты вражеской авиации, к указанному сроку 120-метровый тяжелый мост был наведен. Наши танки вновь пошли на запад!

В сложных условиях нам пришлось наводить переправу и через реку Обра. Это была уже граница Польши, с Германией. Обра оказалась в общем-то неширокой, но довольно-таки глубокой речкой с гнилыми и топкими берегами. Мы мало что о ней знали. Но медлить было нельзя. Скопившиеся войска, орудия и, другая техника ждали надежной переправы.

Всю ночь под сильным огнем противника воины понтонной роты во главе с капитаном Л. Антоновым трудились, в поте лица по наведению мостового парома. Но на рассвете, при закреплении и вводе его в линию моста от прямого попадания снаряда крупного калибра он был затоплен. Пришлось все начинать сначала. Понтонерам была оказана помощь. Особенно умело действовали воины взвода под командованием лейтенанта П. Сафронова. Переправа была наведена.

В этот очень напряженный день героический поступок совершил гвардии младший сержант В. Баранов. Он с группой воинов обеспечивал переправу танков разведподразделения. Вдруг саперы заметили, как от моста отбежали фашисты. Баранов кинулся к тому месту. Так и есть: фашистам удалось заложить заряд тола, зажигательная трубка уже дымилась. В любую секунду мог прогреметь взрыв. И здесь гвардеец не растерялся. Рискуя жизнью, он мгновенно выдернул из заряда зажигательную трубку, чем спас мост от разрушения.

Помню, очень жарко нам было 23 апреля 1945 года. В разгаре была Берлинская операция. Танки нашей армии подошли к реке Шпрее у населенного пункта Кепеник. Река здесь была широкая и полноводная. Как всегда, срочно требовалась переправа. Было решено собрать три тяжелых парома.

К 18 часам первый паром был готов и началась организованная переправа танков. На переправу прибыли командующий армией в то время генерал - полковник М.Е. Катуков, начальник политотдела генерал А.Г. Журавлев и начальник инженерной службы армии генерал Ф.П. Харчевин. Командующий остался доволен четкой работой понтонеров.

День Победы воины 17-й моторизованной инженерной бригады 1-й гвардейской танковой армии встретили в Берлине. За плечами у саперов осталось 2000 километров, в том числе тысяча — с жестокими боями!

...Пролетело 38 лет со времени формирования нашей бригады и 40 лет со дня формирования славной 1-й гвардейской танковой армии. Но подвиги тех, кто, как мог, приближал День Победы, никогда не забудутся. Вечно будут жить они в благодарной памяти народной.

Генерал-майор инженерных войск в отставке
В.И. МАКАРЕВСКИЙ.

газета «Советская армия», 8 января 1983 г.


Если у Вас есть дополнительная информация - присылайте ее для размещения на сайте!