6000 верст  по Европе
Этапы боевого пути 11 гв. танкового корпуса


ЗАПАДНЫЙ БУГ, САН, ВИСЛА
Июль — август 1944

Летом 1944 года войскам 1-го Украинского фронта, которым командовал Иван Степанович Конев, была поставлена задача разгромить рава-русскую и львовскую группировки гитлеровских войск. На рава-русском направлении наступали 1-я и 3-я гвардейские танковые, 13-я общевойсковая армии. Ими командовали Михаил Катуков, Павел Рыбалко и Николай Пухов.

Снова предстоял марш из междуречья Днестра — Прута в предгорьях Карпат. После его завершения корпус сосредоточился в районе Дубно, где дополнительно получил три полка самоходной артиллерии.

Ввод в бой начался 17 июля. Предстояло с ходу форсировать Западный Буг и выйти к Добротвору. Первым к Западному Бугу подоспел 9-й мотоциклетный батальон. Вслед за ним к реке прорвались передовые подразделения 44-й танковой бригады. Вместе они с ходу форсировали водную преграду у Кристинополя и овладели небольшим плацдармом.
17 июля передовые части 11-го танкового корпуса расширили плацдарм и в стремительном темпе развили успех. Последовательно были заняты Бурки, Журавица, Томашув. Гитлеровцы отходили, надеясь закрепиться на реке Сан. Но к ней уже спешили и наши танкисты. Задача предстояла не из легких. Ее выполнение затруднялось тем, что выход к реке пришлось совершать в отрыве от стрелковых частей, а значит, предстояло своими силами прорывать оборону и штурмовать узлы сопротивления, самостоятельно форсировать Сан.

23 июля группа автоматчиков 27-й мотострелковой бригады (теперь ею командовал подполковник Сергей Кочура) вырвалась к реке на участке Мунин — Радымно и переправилась на западный берег. Смельчаков поддержали танки и самоходки.

А через сутки саперами батальона был наведен мост севернее Радымно. По нему и хлынули главные силы, начав штурм Перемышля. В этом штурме были и части из танковой армии Рыбалко.

Старинный город Перемышль, который гитлеровское командование считало неприступной крепостью, был освобожден советскими войсками в течение одной ночи. 27 же июля был взят Ярослав, освобождены Львов и Станислав.

Наступление корпуса продолжалось. Ночью колонны начали движение лесными дорогами через Ярослав в район Лежайских лесов. Это была перегруппировка 1-го Украинского фронта на север. Для удара к реке Висла.

Висла! Оба берега реки закрыты дамбами, нарушение или небольшое повреждение которых грозило разливом. К счастью, гитлеровцы не разрушили дамбы: слишком много их войск оставалось восточнее Вислы, которые с боями продолжали отступление, но главная причина — внезапный выход к водной преграде подвижных частей 1-го Украинского фронта.

Как же удалось упредить вражеские силы?

Генерал-лейтенант танковых войск Гетман приказал начать боевые действия передовыми отрядами, которые нацеливались на Старый и Новый Ходкув. Возглавили отряды капитаны Александр Иванов и Константин Усанов. Командиру же саперного батальона майору И. А. Бирюкову было приказано обеспечивать переправу мотострелков на рыбачьих лодках и сколоченных наспех плотах.

Задача выполнялась трудно. Но приказ есть приказ. Как всегда, в подобных случаях нашлись смельчаки, инициаторы.

Здесь стоит обратиться к воспоминаниям Андрея Лаврентьевича Гетмана: «В том единоборстве особенно проявились стремительность и какой-то непередаваемый напор. Плывущие лодки были обнаружены. Их «накрыл» огонь всех систем оружия. Но никто не дрогнул. 250 метров водной глади уже прошли первые лодчонки. За ними причалили плоты. Часть из них утонула, но люди продолжали вплавь добираться до берега. Это были автоматчики офицера Виктора Юдина. Они и зацепились за заветный клочок земли на том берегу. Зацепились и начали драться за плацдарм на Висле. Их примеру последовали бойцы всех родов войск корпуса, без оглядки бросавшиеся в воду и переправлявшиеся на западный берег. Отлично работали саперы батальона. Трое суток без сна и отдыха управляли паромами рулевые. Только в первую ночь ефрейтор Зайнетдин Ахметзянов переправил роту автоматчиков, 12 орудий с расчетами, 70 ящиков снарядов, так же работал на переправе и рулевой ефрейтор Антон Ковальский. Все это происходило под кромешным огнем не только пушек, минометов, пулеметных очередей с берега, но и под бомбоштурмовыми ударами с воздуха...»

Медленно, но верно расширялся плацдарм на западном берегу Вислы. Здесь дрались бригады Иосифа Гусаковского и Николая Моргунова. А на восточном берегу бригады Сергея Кочуры и Ефима Стысина продолжали отражать сильные атаки немцев с севера. Бои шли на обоих берегах. Многие бойцы корпуса проявили героизм. Десять воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, мы теряли своих товарищей.

В ближнем бою был тяжело ранен командир 27-й гвардейской мотострелковой бригады Сергей Иванович Кочура. Как ни старались медики, спасти его не удалось. Погиб командир минометного полка майор Н.П. Стукалов. Погибли, как герои, многие комбаты, ротные и взводные, командиры расчетов, самоходных установок, сержанты и рядовые.
Но сражение продолжалось. Оно закончилось в августе форсированием Вислы, овладением Сандомиром и созданием хорошего плацдарма для развития наступательной операции — на этот раз на Одер.

31 августа корпус вышел в резерв Ставки и расположился в районе Немирова. Его командиром был назначен Герой Советского Союза, полковник Амазасп Бабаджанян. Генерал-лейтенант Андрей Гетман стал первым заместителем командующего 1-й гвардейской танковой армии.

Амазасп Бабаджанян — выдвиженец армии. Армянин из Шамхорского района Азербайджана. Немолодой, но в расцвете сил. Ветеран Красной Армии, участник финской войны. В составе 1-й танковой армии прошел весь путь от Москвы до Берлина. Вступил в командование 11-м танковым в канун битвы за Берлин.


Мемуары   Далее >>