6000 верст  по Европе
Этапы боевого пути 11 гв. танкового корпуса


К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ!
Март — апрель 1944

Как ни стремился гитлеровский генерал Штиммерман вырваться из Корсуньского котла, сделать этого ему не удалось.

«Я вас выручу» — радировал окруженным генерал Хубе. Не выручил. Рвение немцев охладили танкисты Андрея Гетмана. Не сбылась и хвастливая самонадеянность Гитлера: «Можете положиться на меня, как на каменную стену. Вы будете освобождены из котла. А пока держитесь!» Войска двух Украинских фронтов, возглавляемые Николаем Ватутиным и Иваном Коневым, 17 февраля уничтожили группировку Штиммермана.

А уже в марте 1-й Украинский фронт развернул наступательную операцию по выходу к советско-румынской границе, к рекам Днестр и Прут. Как и прежде, ведущее место в этой операции отводилось 1-й танковой армии Михаила Катукова.

...Танковый корпус генерала Гетмана совершил стокилометровый марш из-под Изяслава в исходный район вблизи Тернополя. Наши танкисты продолжительное время действовали в составе 1-го Украинского фронта под командованием Ватутина. Это был компетентный, авторитетный полководец, заботливый и внимательный к нуждам людей человек. Еще не была завершена Шевченковская операция, как Ставка поручила Ватутину готовить новую наступательную операцию. Но случилось непоправимое. В конце февраля Николай Федорович выехал в войска. Вечером 29 февраля у села Милятынь на дороге Ровно — Гоща — Славута машина командующего и члена Военного Совета была обстреляна. Это действовали бандитские отряды Бандеры. Николай Федорович был тяжело ранен и 15 апреля умер. Командование фронтом взял на себя Георгий Жуков. Под его руководством и осуществлялся выход советских войск к государственной границе.

19 марта танковый корпус вступил в сражение.

Весна 1944 года в южных районах Украины была капризной. Громадные территории на подходах к Днестру и Пруту превратились в болота жидкой грязи. Дороги стали непроходимые, колесные машины приходилось буксировать танками. Пехота шла под дождем. Одежда разбухала, становилась невыносимо тяжелой. На сапоги налипали комья грязи. Солдаты тащили на плечах пулеметы, минометы и боеприпасы, помогали шоферам вытаскивать грузовики.

На такую длительную передвижку и рассчитывало командование группы армий «Юг». И, как уже бывало не раз, просчиталось. Советские боевые машины лавиной рвались вперед. Они поспевали к важным объектам и рубежам раньше, чем туда отходили солдаты и боевая техника гитлеровцев.

Отважно сражались воины всех бригад и полков корпуса.

Тяжелые бои вела танковая бригада полковника Иосифа Гусаковского за населенный пункт Колодзеевка. Она была превращена противником в мощный опорный пункт. Метр за метром продвигались вперед танкисты и подоспевшая на помощь мотострелковая бригада полковника Ивана Елина. Сопротивление противника было сломлено. Колодзеевка, ее железнодорожная станция и Глебов были взяты штурмом.

Оценив обстановку, командир корпуса Андрей Гетман решил продолжить наступление на юг и одновременно овладеть населенными пунктами Копычинцы и Гусятин. Такое решение основывалось на том, что оба пункта являлись важными узлами коммуникаций врага, которые сдерживали успех левофлангового соседа.

В соответствии с принятым решением были определены и боевые задачи. Бригады нацеливались на Хоростково, Колычинцы, Гусятин.

Бои начались 22 марта. При захвате Хоросткова разгрому подверглись штаб и тыловые подразделения 7-й танковой дивизии немцев. А ворвавшись в Копычинцы, танкисты встретили мощный огонь вражеского бронепоезда. Однако помогли наши саперы. Они взорвали в нескольких местах полотно и лишили бронепоезд маневра.

Корпус подошел к Чорткову. Город оборонял 503-й танковый батальон и сводная пехотная группа противника. Об этом разведка, как говорят, доложила точно.

Комбриги Владимир Горелов, Амазасп Бабаджанян, Иван Кошелев (подполковник Кошелев принял 40-ю танковую бригаду Нила Григорьевича Веденичева, назначенного к тому времени начальником штаба корпуса) привлекли внимание противника небольшой группой своих частей, а главными силами решительно ударили с севера. Атака была настолько стремительна, что фашисты не успели опомниться. В результате бригады ворвались в Чортков и вышли на реку Серет. Были освобождены Толстое, Гримайлов. Между тем 45-я гвардейская танковая бригада полковника Николая Моргунова передовым отрядом майора Александра Десяткова нацелилась на Гусятин. Ему было приказано овладеть станцией и удерживать ее до подхода частей левого соседа— 10-го танкового корпуса.

Первой ворвалась в Гусятин танковая рота старшего лейтенанта Геннадия Корюкина. Старания же фашистов выбить советских танкистов из города не удались. Город прочно удерживал батальон Десяткова. Важная коммуникация врага была перерезана. В этот же день 40-я бригада освободила Пробежну и Озаряны, а 44-я бригада — Борщев.

24 марта войска танкового корпуса Андрея Гетмана подошли к Днестру.

Как всегда, первой к реке вышла разведка. Мосты в Устечко и Залещики были взорваны. Ночью вплавь и на самоделках разведчики перебрались через 180-метровую полноводную преграду. Первые весточки с того берега подтвердили, что корпус вырвался к Днестру раньше, чем противник успел занять оборону. Это создавало благоприятные условия для форсирования реки. Уже на рассвете 25 марта на лодках и подручных средствах начали переправляться мотострелковые подразделения 40-й и 44-й танковых бригад. В то же время саперы приступили к сооружению наплавного моста. Правда, танков он не выдерживал, зато его с успехом эксплуатировали автомашины и артиллерия.

А танкистам пришлось воспользоваться участком, захваченным 8-м гвардейским механизированным корпусом 1-й танковой армии, там у деревни Устечко на месте взорванного моста имелся брод. Надо было пройти 40 километров туда и столько же обратно, чтобы уже по южному берегу возвратиться в свою полосу. После маневра танки преодолели Днестр, и корпус стремительно двинулся на Черновцы.

Вот так разворачивались боевые действия дальше. Командир корпуса Гетман приказал 40-й и 45-й гвардейским танковым бригадам форсировать Прут, то есть преодолеть реку с боем у Лужан, Альт-Мамаешти и Глинцы, а приданным корпусу 64-й гвардейской танковой бригаде и 24-й стрелковой дивизии — у Садгоры и несколько восточнее. Всем частям и соединениям корпуса после форсирования реки определены рубежи для захвата, а конечная цель — освобождение Черновцов.

Наступление началось 28 марта. После короткой схватки разведвзвода лейтенанта Петра Фоменко два танковых батальона майора Александра Десяткова и капитана Петра Попова с автоматчиками и саперами освободили районный центр Кицмань и подошли к Альт-Мамаешти. Западнее этого пункта Прут форсировала танковая рота лейтенанта Геннадия Корюкина и повела наступление на Сторожинец.
Эту железнодорожную станцию, расположенную на северном берегу реки Серет, враг успел превратить в сильный узел сопротивления. Фашистский гарнизон имел там танки и артиллерию, которые и встретили атакующих сильным огнем. Тогда лейтенант Корюкин решил: своим танком атаковать с фронта, а остальным экипажам приказал обойти городок и нанести удар с флангов и тыла. Маневр был выполнен четко. Успех во многом решил экипаж лейтенанта Михаила Чугунина. Обойдя Сторожинец, он вышел на огневые позиции вражеской батареи. От такой неожиданности гитлеровцы бросили пушки и разбежались. Танк Чугунина подмял орудия и прорвался с тыла к танкам противника. Один из них запылал с первого выстрела, другой был подбит подоспевшим танком Корюкина. С левого фланга открыл огонь танк лейтенанта Григория Кораблева. Одна за другой горели вражеские машины.

Городок и станция были взяты.

К тому времени успешно вела бои и 40-я танковая бригада: она освободила город Снятын, а ее передовой отряд железнодорожную станцию Снятын-Залучье, город Черновцы фактически был окружен с четырех сторон. С утра 29 марта начался его штурм. Танковый батальон капитана Петра Попова с десантом автоматчиков ворвался в центр. Ему помог мотострелковый батальон капитана Сергея Парфенова. Ночью батальон обошел город и утром 29 марта атаковал противника на юго-западной окраине. Подавив сопротивление, батальон достиг центральной части города, где соединился с танкистами Попова.

В это утро проявили отличную сметку автоматчики под командованием сержанта Юнуса Юсупова. Отделение захватило тюрьму и освободило патриотов. Затем сержант добыл красное полотно и повел отделение к зданию, где до оккупации размещался городской Совет депутатов трудящихся. Над ним еще трепыхался стяг со свастикой. Юнус взобрался на крышу дома, сорвал фашистский флаг и водрузил красное знамя.

Итак, 29 марта 1944 года центр Северной Буковины — областной город Черновцы был освобожден. В последующие дни части корпуса, ломая упорное сопротивление врага, достигли советско-румынской границы. 31 марта 40-я гвардейская танковая бригада освободила город Косов.

Дальнейшие действия корпуса были нацелены на то, чтобы не допустить выхода за Днестр и далее, в Румынию, отрезанной крупной вражеской группировки из района севернее Каменец-Подольска. Поэтому главные силы удерживали занятые рубежи по государственной границе. 44-я танковая бригада с частями 40-й армии активными действиями способствовала разгрому противника и освобождению городов Хотин, что южнее Каменец-Подольска.

А на Днестре передышки корпус не получил. В начале апреля остатки частей группы армий «Юг» (до 30 тысяч человек, 100—120 танков, 4—5 тысяч автомашин) вместе со своими штабами начали прорыв из района Бильче, Борщев, Циганы—Лосяч, Езерканы на северо-запад и запад. Андрей Гетман получил приказ: продолжая удерживать рубежи по Днестру, частью сил с артиллерией снова вернуться на северный берег Днестра в районе Городище—Устечко и нанести удар по окруженной группировке врага с юга, в направлении Толстое. Там, где оборону держали танкисты корпуса, враг не прошел, но ему удалось прорваться через Днестр в другом месте — на рубеже Обертин—Коломыя. Туда 10 апреля был переброшен корпус Гетмана.

Закрепившись в междуречье, танкисты, артиллеристы, минометчики, автоматчики, стрелки, саперы, связисты корпуса более месяца отбивались от врага. Гитлеровцам не удалось отбросить советские войска от Карпат и восстановить снабжение своих войск через Станислав, Черновцы, Кишинев.


Мемуары   Далее >>